Православные праздники
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря
Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия,
праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все "подвижные" праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве "светского" календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
О постах и трапезах в 2008 году
Успенский пост - с 14 августа по 27 августа
Рождественский (Филиппов) пост - с 28 ноября по 6 января 2009 года
Многодневные посты:
Великий пост - с 10 марта по 26 апреля
Петров пост - с 23 июня по 11 июля
Однодневные посты:
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 18 января
Сплошные седмицы:
Пасхальная (Светлая) - с 27 апреля по 3 мая
Троицкая - с 16 июня по 22 июня
Святки - с 7 января до 18 января
Мытаря и фарисея - с 18 февраля по 23 февраля
Сырная (масленица) - с 3 марта по 9 марта
По материалам сайта http://www.calend.ru/holidays/
|